Остання редакція: 2016-08-17
Тези доповіді
Хитько А.Ю., Шапран Л.А., Иванова Л.Х.
(НМетАУ, г. Днепропетровск)
ОПЫТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ЛИТЬЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ЗАГОТОВОК ДЛЯ РОЛИКОВ МНЛЗ
Актуальным направлением исследований является разработка составных роликов для зоны вторичного охлаждения МНЛЗ с биметаллическими центробежнолитыми бочками с повышенной жаропрочностью, абразивной и коррозионной стойкостью.
Условия работы роликов в зоне вторичного охлаждения МНЛЗ характеризуются: малой скоростью вращения (до 1 об/мин), значительными и переменными термическими и механическими нагрузками, интенсивным абразивным и гидроэррозионным износом, ударами при прохождении холодного конца заготовки. Максимальная температура поверхности роликов достигает 5500С, перепад температуры по сечению до 4700С, по длине – 2200С. В итоге в роликах развиваются сетка разгара, кольцевые трещины, износ поверхности или происходит налипание материала заготовки на поверхность роликов. Все перечисленные повреждения могут значительно сокращать срок службы роликов, а, следовательно, и снижать межремонтный срок работы МНЛЗ.
Повышение ресурса работы роликов достигается совершенствованием их конструкции и выбора материала, устойчивого к абразивному износу, коррозионному и термическому разрушению в условиях контакта с горячим слябом, наружным и внутренним охлаждением водой.
Анализ условий работы и видов дефектов роликов различных секций зоны вторичного охлаждения криволинейной МНЛЗ показал, что с удалением от кристаллизатора уменьшаются температурные и возрастают механические нагрузки на ролики. В соответствии с изменением температуры сляба по длине технологической линии МНЛЗ служебные свойства материала роликов должны подбираться дифференцированно. У роликов ближайших к кристаллизатору секций основным видом износа является образование кольцевых трещин и налипание, следовательно, преимущественное внимание должно уделяться термостойкости материала. По мере снижения температуры сляба большее развитие приобретает абразивный износ поверхности.
Оптимальное сочетание служебных свойств может быть достигнуто при изготовлении роликов из нескольких сплавов, в частности, составными.
Для рабочего слоя роликов целесообразно применять материалы с высоким сопротивлением термическому, абразивному и коррозионному разрушению, а для внутреннего – несущего слоя – материалы, обеспечивающие высокую конструкционную прочность ролика.
При выборе химического состава стали рабочего слоя роликов, определении структурного класса стали ставились следующие основные задачи:
- получение структуры, стабильной в зоне рабочих температур поверхности ролика при длительной эксплуатации;
- отсутствие фазовых превращений при рабочих температурах, что гарантирует низкую склонность к налипанию материала сляба;
- устойчивость свойств при кратковременных нагревах до 700… 8500С, например, при остановке МНЛЗ или отсутствии охлаждения;
- антикоррозионные свойства;
- сохранение при длительной эксплуатации достаточно высокой твердости, прочности и ударной вязкости.
С учетом предъявленных требований, в качестве базовых сталей для наружного слоя роликов были выбраны: мартенсито – ферритная сталь типа 17Х12МФЛ и аустенитная сталь типа 20Х25Н19С2Л; для внутреннего слоя бочек выбрана сталь 20Л как обладающая хорошей свариваемостью.
Для двух сочетаний сталей: 17Х12МФЛ – 20Л и 20Х25Н19С2Л – 20Л были разработаны геометрические параметры заготовок, обеспечивающие необходимую прочность и жесткость роликов. Они составили 295 х (3745) х 3650 мм и 330 х (3545) х 3650 мм соответственно для роликов диаметром 270 и 300 мм. Геометрические параметры заготовок и требования к ним изложены в ТУ 14-3-1230-83 «Трубы центробежнолитые двухслойные для составных роликов МНЛЗ».
В труболитейном цехе НЮТЗ была отлита опытно – промышленная партия биметаллических заготовок в рассматриваемых сочетаниях сталей двух типоразмеров. Опытно-промышленная партия роликов была установлена в кассеты и испытана вместе с серийными на МНЛЗ металлургического комбината «Азовсталь». Максимальный износ по диаметру бочек опытных роликов составил 0,2…0,4 мм, что в 10…20 раз меньше износа серийных. При визуальном осмотре поверхностные дефекты, налипание на бочках опытных роликов не было, а у сравниваемых серийных роликов имелась сетка разгара и полосчатое налипание.